Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Вадим Лукомский – о важности Вильмара.

У «Зенита» с отрывом лучшая оборона в РПЛ – всего 14 пропущенных. Команда до сих пор сохраняет шанс на повторение рекорда «Локомотива»-2002, но это очень трудно – нужно все оставшиеся матчи отыграть насухо (без турнирной мотивации). 

Еще сильнее впечатляет прогресс команды Сергея Семака в этом отношении. В таблице самые сухие команды в истории РПЛ (и их результат по пропущенным за сезон до достижения):

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Ситуация нынешнего «Зенита» кажется наиболее уникальной. У «Локомотива» разницу между сезонами олицетворял вратарь (возвращение и лучший в карьере сезон Сергея Овчинникова). У «Зенита»-2014/15 и ЦСКА-2016/17 поменялись тренеры (первые сезоны Андре Виллаш-Боаша и Виктора Гончаренко). «Рубин» шел к железной обороне более постепенно, чем остальные.

У «Зенита» резкий скачок дополняется тем фактом, что время в воротах делили два кипера, ни один из которых не показывал топ-уровень – Андрей Лунев и Михаил Кержаков. Но все-таки поворотная точка трансформации из неплохо организованной команды в машину сухости есть и у «Зенита». Ею стал приход Вильмара Барриоса зимой 2019-го. 

Прогресс наметился уже тогда, а по ходу этого сезона Вильмар достиг максимальной важности. Когда Барриоса нет на поле, «Зенит» пропускает почти в три раза чаще, чем с ним. К цифрам нужно относиться с опаской: Вильмар пропустил слишком малое количество матчей. Но умение оказывать значительное положительное влияние на свои команды он демонстрирует уже давно.

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Разница всегда ощутимая. Особенно показательны сезоны, когда команды проводили значительную часть сезона без Вильмара – «Бока»-2016/17 и «Зенит»-2018/19. Его умение улучшать игру без мяча очевидно.

Семак точно описал ситуацию на момент прихода Барриоса: «Для нас это была одна из приоритетных позиций. Паредес, безусловно, фантастический футболист в плане понимания игры, работы с мячом, но его нужно добавлять уже к той команде, которая есть, которая готова, и нужен лишь игрок, который ей добавит в центре поля. У нас нужно было строить. На ту позицию, которая у нас есть, Барриос идеально вписался».

«Зенит» был разбалансированной командой, которую нужно склеивать явным разрушителем, а не отлаженной системой. Но Барриос оказался так хорош, что «Зенит» резко улучшил оборону вообще без урона атакующим цифрам. Благодаря колумбийцу «Зенит» может использовать очень атакующую по наполнению исполнителей схему (иногда доходит до 4-2-4) и располагаться более высоким блоком. 

Давайте на примерах разберем, как колумбиец склеивает команду в разных стадиях.

Компактные 4-4-2 – базис обороны «Зенита». Команда хорошо обороняется при навесах

Значительную часть атак «Зенит» отбивает позиционно, когда вся команда вернулась и держит компактную схему. Принимается схема 4-4-2 с акцентом на перекрытие центральной зоны – атаки соперника выдавливаются на фланг:

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

В идеальном для «Зенита» сценарии с фланга следует подача в штрафную, где доминируют мощные Бранислав Иванович и Ярослав Ракицкий. Такой сценарий по определению более выгоден, чем атаки соперника через центр и удобен защитникам, а в РПЛ немногие способны придумать что-то более изобретательное, уже оказавшись на фланге.

Лучше всего игрой в рамках 4-4-2 и этих принципов владеет «Атлетико». Они идеально делают эти базовые вещи. «Зенит» похожим образом выстраивает эту стадию и тоже весьма хорош. В таких эпизодах важнее всего правильные действия центральных защитников – каждая ситуация по отдельности достаточно простая, но ошибаться нельзя. 

Опорники помогают Ивановичу и Ракицкому, но их роль тут не определяющая. Чтобы подачу с фланга было труднее подготовить, на футболиста с мячом выдвигается крайний защитник «Зенита». Барриос в такие моменты, как правило прикрывает его зону – следит, чтобы не было врывания из глубины. 

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Второй опорник (обычно Оздоев) располагается ближе к защитникам – помогает бороться за верховой мяч, не позволяет им остаться в меньшинстве при навесе. Иногда атака соперника развивается так, что Барриос и Оздоев вынуждены меняться ролями – неоптимально, но лучше свободных для соперника. 

При позиционной обороне все строится именно на командой организации, которая у «Зенита» на высоком уровне. Барриос не допускает ошибок, но его роль не доминирующая.

При прессинге Барриос замыкает ловушку

В этом сезоне «Зенит» варьирует давление на соперника. Если соперник разыгрывает мяч и дает шанс для высокого прессинга, команда Семака охотно пользуется ситуацией. В прессинге Барриос важен как игрок, замыкающий фланговую ловушку. 

«Зенит» перекрывает «Краснодару» все варианты в центре (Оздоев сильно выдвигается для этого, теперь весь центр на Барриосе). Относительно свободны только два фланговых защитника:

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

После паса на фланг у «Зенита» ситуация 4-в-3 в этой зоне. Именно Барриос создает команде преимущество в игрока:

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Дальше важно не позволить атаке вернуться в центр (там относительно свободно). В дело идет цепкость и умение Барриоса играть в отборе:

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Барриос спасает команду в переходных эпизодах

Особенность схемы «Зенита»: в 4-4-2 часто выходят четыре явно атакующих игрока (в теории возможен даже вариант с Дриусси и Малкомом на флангах, пускай на практике, как правило, был лишь один из них). Индивидуальные качества этих футболистов помогают в атаке, но они не самые трудолюбивые и недостаточно быстро возвращаются в схему. Даже если на одном из флангов оказывается более работоспособный игрок, на опорников (в первую очередь Барриоса, как организатора игры в этой зоне) ложится большой объем.

Как правило, после потери «Зенит» предпринимает попытку контрпрессинга, но не затягивает такое давление. Если не сработало, сразу же откатывается. Ракицкий и Иванович не самые быстрые центральные защитники, поэтому прессинговать долго и агрессивно не очень разумно. Вот именно в эти моменты «Зенит» застревает в схеме, где тройка или даже четверка игроков атаки отрезана от команды. 

На Барриоса ложится огромная ответственность – и в плане принятия решений, и в плане пространства, которое нужно контролировать. С такими эпизодами он справляется лучше всех в РПЛ.

Здесь у «Зенита» ситуативные 4-2-4. Первым делом Барриос бросает взгляд в опорную зону:

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

В опорной пусто, это означает, что в конкретной ситуации можно сыграть агрессивно. Он сближает с соперником направляя его во фланг:

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Именно принятие Вильмаром эффективных и разных решений в таких эпизодах впечатляет сильнее всего.

Вильмар маскирует нехватку скорости у центральных защитников

Выше уже упоминалось про конфликтующее сочетание у «Зенита»: медлительные центральные защитники против желания доминировать территориально, играть достаточно высоким блоком. 

«Зенит» – 2-й в РПЛ по объему действий на чужой трети (33% действий в их матчах – на трети соперника). Это показатель смелой команды и прогресс относительно прошлого сезона (31%). 

При таком доминировании нужна агрессивная игра центральных защитников. Они не должны садится слишком глубоко, иначе будет разрыв в центре. Но медленные защитники с агрессивной манерой игры – это риск (у них нет скорости, чтобы исправить ошибку). 

Решение: Барриос реагирует на их выдвижения заполняя зону, даже если защитник ошибается в последней линии не возникает разрыва. Отслеживать выдвижения и всегда страховать партнеров очень трудная и малозаметная работа, но Барриос прекрасен в этом отношении. 

Вот пара примеров. Иванович выдвинулся (не сыграл плотно), но Барриос сразу же бежит страховать его зону (и успевает):

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Ракицкого выманили из привычной зоны. Пространство сразу же заполнил Барриос:

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Ракицкий и Иванович могут играть в более смелой манере, зная, что Вильмар всегда поможет. Без этих выдвижений «Зениту» было бы трудно обороняться смело и пришлось бы сильнее жаться к воротам – давление было бы менее постоянным, соперники получали бы передышки. С выдвижениями, но без реакций Барриоса даже мелкие ошибки центральных защитников приводили бы острым моментам. Колумбиец дает оптимальный баланс.

Барриос постоянно оценивает ситуацию вокруг себя и руководит передачей игроков

Самая незаметная часть работы Барриоса, но очень важная. Когда команда без мяча, Вильмар всегда оглядывается по сторонам и держит цельную картину в голове. Это позволяет ему руководить передачей соперников и организовывать партнеров. 

С одной стороны, трудная роль для человека, который не знает русского. С другой, кажется, жестов и выкриков имени партнера, который должен взять соперника, хватает. Кажется, понимание Барриоса, как нужно организовывать оборону, важнее языковых навыков. Его подсказки работают. В каждом матче он проделывает огромный объем организационной работы.

Вот пример из матча со «Спартаком». У соперника намечается неплохая контратака. Барриос не выдвигается сразу – сначала нужно передать соперника:

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

После этого Барриос закрывает Джикии удобное направление и вынуждает его сделать пас пас назад:

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Формально в эпизоде нет действия Барриоса (ни отбора, ни перехвата), но паника игрока этой позиции сделала бы контратаку «Спартака» намного опаснее. Если бы Барриос выдвинулся сразу, не передав, появился бы шанс для прямого обострения. Если бы Барриос не выдвигался и сам до конца играл с соперником, то Джикия продвигался с мячом до конца – его не встретили бы. 

***

Простые, малозаметный действия, которые убивают остроту в зародыше – специализация Барриоса. Часто они даже не отображаются в традиционной статистике, но на них строится самая надежная оборона РПЛ. Опорника с таким оборонительным интеллектом в лиге не было со времен Акселя Витцеля.

Но как тактическая аналогия (и по манере игры) лучше подходит другой топ. Барриос – наш Каземиро. Опорник, который становится лишь лучше, когда получает большую зону ответственности, а награждение его ответственностью позволяет лучше использовать качества атакующих игроков. 

Недавно Макс Аллегри назвал интеграцию Каземиро в состав «Мадрида» лучшим тактическим ходом в карьере Зинедина Зидана. Его игра в опорной склеила «Мадрид» и стала разницей между кризисным сезоном и победами в ЛЧ. Барриос на более скромном уровне, но в похожей манере склеил «Зенит». Кстати: сравнения уместны еще и потому что оба изначально плохо играли в пас (и оба развиваются в этом отношении по ходу карьеры). 

Барриос – наш Каземиро. Он блестяще склеивает «Зенит» при обороне

Важность Вильмара неоспорима. Без него «Зенит» допускает моменты и пропускает голы в разы чаще. Семак это понимает: например, в осеннем матче с «Уралом» он пытался компенсировать нехватку Барриоса переходом на тройку защитников (но явного рецепта игры без колумбийца у «Зенита» нет)

Кажется, следующий шаг эволюции команды – 4-4-2 с ромбом в центре, с которой Семак активно заигрывает в последнее время. Эта схема дает еще больше возможностей в атаке, а роль Барриоса сделает еще более похожей на Каземиро (у «Реала» другое расположение атакующей тройки, но центр поля развернут также).

«Зенит» взял второе золото подряд крайне уверенно и спокойно. Как это получилось?

«Зенит» логично доминирует в России. Но клуб хотел намного большего

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Источник: sports.ru

Будьте первым, кто оставит комментарий!

    Добавить комментарий